Кобрин-информ - Ваши интересы — в нашей газете

Опубликованно 24.07.2022

«Полет в вечность…»

78 лет назад совершил свой последний вылет

летчик-истребитель Арсений Иванович Морозов

Улица Тормасова соединяется с улицей Кутузова, а от нее в свою очередь отходят две параллельные улицы: Пуганова и Морозова. Случайность ли, что улицы, названные в честь героев войны 1812 года, примыкают к улицам, получившим свое наименование в честь героев Великой Отечественной войны, олицетворяющих отвагу и мужество советских солдат, защищавших землю Кобринщины на начальном и завершающем этапах войны? Ответ прост и логически обоснован.

В эти июльские дни отмечаются две знаменательные даты – 20 июля 1944 года наш город был освобожден от немецко-фашистских захватчиков, 15 июля исполняется 210 лет первой победы над армией Наполеона в пределах России, одержанной в Кобрине в 1812 году. Преемственность традиций в защите Отечества от внешних завоевателей очевидна.  

Настоящая публикация посвящена Арсению Ивановичу Морозову.

100 лет со дня рождения

Памятник в честь 40-летия Победы

Памятник в честь 40-летия Победы

Поразительно быстро взрослели на войне вчерашние мальчишки. Всего 22 года было летчику-истребителю Арсению Ивановичу Морозову. Могиле героя можно поклониться в сквере им. Пуганова. Его имя носят красивый сквер в центре и одна из улиц нашего города. 23 января 2022 года А.И. Морозову исполнилось бы 100 лет со дня рождения.

А самолет все ниже и ниже…

Советский летчик сражается в воздушном бою на виду у всего фронта. Порой, тысячи людей видят его отвагу. В случае неудач враги злорадствуют, свои огорчаются, сопереживают. Сбитый фашистский самолет приводит в восторг. Но в любом случае пилоту нельзя помочь с земли. Он там, в заоблачной выси, один на один с неприятелем, в смертельном поединке за жизнь и свободу близких, друзей. И знает, как велика мера ответственности за свой полк и успех операции на фронте.

Так было и 24 июля 1944 года в Беларуси, в районе Высоко-Литовска. На пути наших наступающих войск встретилась укрепленная немецкая полоса. Гитлеровцы оказали упорное сопротивление. Пара истребителей – Арсений Морозов и его ведомый Николай Иванов – была отправлена в тыл врага, западнее Бреста, имея задание провести воздушную разведку войск противника.

Возвращаясь на свой аэродром, Морозов доложил по рации о выполнении задания и сообщил, что видит большое количество войск и техники на переправе. Это была переправа через речушку где-то в районе Бреста. Летчик попросил разрешение на штурмовку и, получив его, ринулся со своим ведомым на фашистов, поливая их метким огнем. По нашей паре самолетов гитлеровцы с остервенением осужденных открыли огонь из всех видов оружия. На завершающем этапе боя Арсений был смертельно ранен шальной пулей, самолет разведчика тряхнуло, и он, потеряв управление, стремительно понесся к земле. Ломая верхушки деревьев, истребитель упал в глубине леса, на территории, еще занятой врагом.

Вот как об этом бое и участии в нем А.И. Морозова вспоминает Н. И. Иванов: «Иногда я ходил с ним на разведку, и в одном из таких вылетов он и погиб. С 41-го года летал, ни одной пробоины не привозил, а тут его зенитки подловили… Станция та называлась то ли Черемха, то ли Крещелье, это за Западным Бугом. Мы отштурмовались по немецким платформам с техникой, с солдатами, и Арсен передал: «Колька, разворачиваемся вправо!» И на развороте я увидел за его самолетом дымок. Это снаряд пробил водорадиатор. Я больше ни на что не гляжу, подхожу к нему… высота метров двести всего. «Арсен! Арсен!» – а он в кабине согнулся, и самолет как бы в развороте, так с креном и идет. Я ему: «Бери влево! Влево ручку!» Он услышал, смотрю – крен убавился. А на себя – никак… «Арсен! Возьми ручку на себя!» Но, видать, не пересилить ему. Я ему: «Триммером возьми!» Он ничего не смог сделать. А самолет все ниже и ниже… Июль, цветущие поля, уже замелькал, заблестел впереди Западный Буг. А на восточном берегу недалеко наш аэродром был. Я только и думал о том, как бы нам эту речку перемахнуть – а там уже и свои. А самолет Арсена все ниже, ниже. И какая-то неровность, бугорок. Он как ахнулся – все! – и развалился…»

Местный лесник, видевший все происходящее, нашел изуродованный самолет ЯК-9, извлек из-под его обломков тело пилота и похоронил в лесу. Через несколько дней, когда район был полностью освобожден, лесник пришел в ближайший штаб Красной армии, рассказал о воздушном бое и передал командиру документы погибшего, которые нашел в карманах летчика. А потом привел советских воинов к месту, где похоронил смельчака.

Иная версия

Могила Арсения Морозова

К слову сказать, существует несколько иная версия последнего боя А. И. Морозова. Она изложена в очень солидном московском издании 1988 года: «Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь». Дословно: «24.07.1944 при ведении разведки в районе городов Брест, Высокое вступил в бой с группой самолетов противника, уничтожил два из них, но был подбит. Направил свой горящий самолет на колонну вражеских войск». Более красочно этот вариант боя дублируется в статье И.А. Долгова «Остался в строю навечно» и в статье С. Н. Русакова «Именем отважного летчика» («Камуністычная праца». 22.02.1973) Однако, все же логичнее опираться на рассказ непосредственного участника воздушной схватки – ведомого Н.И. Иванова.

Как бы нам сегодня ни хотелось установить точно время, место и все обстоятельства гибели А.И. Морозова, сделать это, к сожалению, невозможно. Бесспорно одно – летчик погиб как герой.

Позже Арсения Ивановича Морозова с почестями похоронили на площади Свободы в городе Кобрине. Сквер, примыкающий к ней, теперь носит его имя. В 1958 году останки летчика нашли вечный покой в сквере имени Пуганова.

Старший из детей

Родился Арсений Морозов в деревне Слободка Тверского района. Мать, Анна Васильевна, вспоминала: «Арся рос тихим. Учителя на него не жаловались. Как старший из детей, помогал мне по дому, ходил со взрослыми на покос. К машинам с детства рвался, а потом вот в летчики пошел».

Юноша окончил в соседнем селе Ильинском семилетку, а в областном центре – школу фабрично-заводской учебы имени Г. В. Плеханова. Работая слесарем на Калининской прядильной фабрике, Арсений, как и многие сверстники, занимался в аэроклубе. Уже тогда он четко осознал, что его профессия будет связана с техникой и армией.

В 1940 году Морозов поступил в Батайскую военную авиационную школу пилотов под Краснодаром, закончил учебу в 1941-м. А когда началась война, ему было лишь девятнадцать, но в бой он вступил уже достаточно опытным пилотом.

Командира авиационной эскадрильи

На фронте А. И. Морозов с октября 1941 года. Находясь в составе 149-го истребительного авиационного полка, смелый и инициативный в бою авиатор вырос от рядового летчика до заместителя командира авиационной эскадрильи. Познал горечь отступления и радость побед. Он участвовал в боях на Южном, Западном и 1-м Белорусском фронтах. Особо отличился при освобождении Бобруйска, Слуцка, Барановичей.

Майор запаса Евгений Александрович Жарков так вспоминал о своем боевом товарище: «Арсений Морозов был любимцем полка и дивизии, душа-человек, умелый, бесстрашный командир и летчик. Быть его ведомым, летать в бой в его группе – этого желал каждый летчик». И далее очень интересная информация, дающая визуальную картинку: «Наши самолеты отличались от других. На фюзеляже был нарисован орден Красного Знамени; на кабинах у многих летчиков красовались красные звездочки, каждая из которых означала сбитый самолет противника, и, наконец, нос самолета был окрашен в красный цвет до кабины. (Это были опознавательные приметы нашего 8-го Краснознаменного истребительного корпуса)».

Отдельные случаи, упоминаемые в штабных документах, вызывают изумление и восхищение. А. И. Морозов участвовал в Смоленско-Рославльской операции и особенно отличился в боях за Ельню. Вот зафиксированные в журнале боевых действий три эпизода за три недели, которые выглядят как легенда.

9 августа 1943 года Морозов с восьмеркой «яков» вылетел в район станции Павлиново для прикрытия наших наземных частей. Встретив целую воздушную армаду врага в составе 47 бомбардировщиков и 12 истребителей прикрытия, Морозов вступил в бой, не побоявшись семикратного (!) превосходства врага. Строй противника удалось разбить, немецкие летчики вынуждены были сбросить бомбы на свои же войска. При этом Арсений умело руководил боем и сам сбил вражеский истребитель.

30 августа в том же районе четверка истребителей Морозова навязала бой 37 немецким бомбардировщикам и 12 истребителям. Поразительно, но и в этом случае победа досталась советским пилотам: враг повернул назад, не долетев до наших позиций. Арсений Иванович сбил бомбардировщик и истребитель.

Через два дня Морозов повел 10 истребителей против 26 бомбардировщиков и 12 истребителей фашистов. В первой же атаке он сбил командира головной группы бомбардировщиков, а затем наши летчики уничтожили еще 8 вражеских машин.

Старший лейтенант Арсений Иванович Морозов совершил за время войны 271 боевой вылет, в 33 воздушных боях сбил лично 13 вражеских самолетов и в группе – еще 9. Штурмовыми ударами он уничтожил 4 самолета на аэродромах, 3 железнодорожных вагона с боеприпасами и 18 автомашин с грузами.

Герой Советского Союза

23 февраля 1945 года А. И. Морозов получил высшую правительственную награду – звание Героя Советского Союза, посмертно. Помимо этого, летчик награжден орденом Ленина и двумя орденами Красного Знамени. В боевой характеристике молодого аса есть такие слова: «Морозов является мастером воздушного боя и отличным разведчиком, его разведданные были точны и правдивы. Морозов всегда посылался на самые ответственные боевые задания, и там, где угрожала опасность с воздуха для наших частей, он появлялся в небе со своей группой и сокрушительно громил немецких захватчиков. У него были одна мысль и одно желание – летать и уничтожать врага. Личным примером увлекал летчиков на боевые подвиги и служил примером не только для летного состава полка, но также дивизии и всего корпуса».

Память о герое жива и сегодня. В Твери на здании профтехучилища, в котором учился Арсений Морозов, установлена мемориальная доска. Долгое время его имя носил один из колхозов Калининского (ныне Тверского) района. Приказом министра обороны СССР от 7 июня 1967 года А. И. Морозов был навечно зачислен в списки воинской части – 149-го истребительного Померанского Краснознаменного авиационного полка. Он всегда в строю, всегда достойный пример для будущих поколений защитников Отечества.

Сохранились письма Арсения с фронта к матери, в которых есть такие слова: «Мама… летал и летать буду!» Как в песне: «Погибшие за Родину в полете, мы вечно продолжаем наш полет».

Гости из Твери

Братская могила в сквере Пуганова

В 2011 году жители Твери были гостями нашего города и посетили Кобринский военно-исторический музей им. А. В. Суворова. Они подарили музею брошюру «Тверитяне – герои лежат в белорусской земле» (автор В.М. Воробьев), а также ксерокопии наградного листа Арсения Морозова, его писем матери на специальных бланках почтовых карточек, копию статьи И. А. Долгова «Остался в строю навечно» из книги «Золотые звезды калининцев». Гости выразили особую признательность за сохранение памяти о своем земляке. Несколько лет спустя в Кобрин приезжали родственники героя. Огромную охапку красных роз возложили россияне на могилы и Арсения Морозова, и всех остальных воинов, погребенных в сквере им. Пуганова. Непрошенные слёзы тихо скатывались на надгробья тех, кто отдал свои жизни за нашу независимость и свободу.

Найден самолет Арсения Морозова

Обломки самолета Морозова, 2017 год

Обломки самолета Морозова, 2017 год

В начале года 2017 года в отряд «Авиапоиск-Брест» обратился сотрудник газеты «Во славу Родины». Он сообщил поисковикам, что один из местных жителей Каменецкого района готов показать место падения советского самолета, сбитого зенитным огнем немцев в июле 1944 года.

Как только сошел снег, отряд выехал на указанное место. Находки в первых же проверочных шурфах подтвердили информацию. Повторный выезд и новые фрагменты борта, найденные на месте падения, дали зацепку в направлении поиска по авиачастям, которые вели бои в этом районе.

За помощью в идентификации самолета и проверке архивных данных «Авиапоиск-Брест» обратился к российским поисковикам, а сотрудники мемориального комплекса «Брестская крепость-герой» сделали запрос в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации. Удалось установить тип самолета, его марку и фамилию летчика. Полученную информацию требовалось подтвердить. Этому и была посвящена поездка в деревню Рясно Каменецкого района.

— Три дня мы вели поиски. Копали воронку лопатами. Начали в пятницу, а в воскресенье поняли, что без техники нам не справиться, – рассказывает руководитель отряда Владимир Бухта. – Мир не без добрых людей. Спасибо генеральному директору ОАО «Беловежский» Александру Дуньковичу и начальнику Рясненского отделения ОАО «Беловежский» Сергею Козелу – техника пришла на помощь вовремя. Все найденные архивные документы, фрагменты самолета, дата и место его гибели, воспоминания очевидцев указывают на то, что это ЯК-9Т Героя Советского Союза старшего лейтенанта Арсения Морозова».

Елена Рысь, заведующая научно-экспозиционным отделом

Кобринского военно-исторического музея им. А. В. Суворова

Поделиться этой новостью города Кобрина