Требования законодательства, предъявляемые к письменным обращениям граждан

15.02.2021

Из содержания п.2 ст.10 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее - Закон) следует, что обращения подаются в организации, к компетенции которых относится решение вопросов, изложенных в обращениях.

В случае поступления данных обращений не по компетенции, согласно п.3 ст.10 Закона,  данные обращения:

- в течение 5 рабочих дней направляются для рассмотрения организациям, в  компетенцию которых входит решение возникших у заявителя проблем. Об указанном в этот же срок уведомляется заявитель;

- либо в тот же 5-дневный срок оставляются без рассмотрения по существу, о чем также уведомляется заявитель с разъяснением, при этом, в какую организацию и в каком порядке ему следует обратиться для решения вопросов, изложенных в обращении.

Направление обращений организациям для рассмотрения в соответствии с их компетенцией осуществляется с учетом в т.ч. требований Указа Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц», которым утвержден Перечень государственных органов, иных организаций, ответственных за рассмотрение обращений по существу в отдельных сферах жизнедеятельности населения.

 

Статьей 12 Закона установлены определенные требования к оформлению заявлений граждан. Не соблюдение данных требований влечет за собой оставление их на основании абз.2 п.1 ст.15 Закона без рассмотрения по существу.

В частности, обращения должны содержать фамилию, собственное имя, отчество либо инициалы гражданина, адрес его места жительства (места пребывания); содержать суть  и личную подпись гражданина (граждан).

Кроме того, обращения не должны содержать нецензурные либо оскорбительные слова или выражения.

К обращениям, подаваемым представителями заявителей, должны прилагаться документы, подтверждающие их полномочия. 

 

В соответствии с п.1 ст.2 Закона действие его распространяется на обращения граждан и представителей юридических лиц, за исключением обращений, подлежащих рассмотрению в соответствии с законодательством, в частности, определяющим порядок административного процесса, а также иных обращений, в отношении которых законодательными актами установлен иной порядок их подачи и рассмотрения.

В том случае, если в прокуратуру поступают обращения, не соответствующие требованиям ПИКоАП Республики Беларусь, они возвращаются заявителямбез рассмотрения. Данное решение по своему содержанию, последствиям схоже с вышеуказанным решением об оставлении без рассмотрения по существу, принимаемом на основании ст.15 Закона, однако причины (основания) для этого другие и установлены они нормами административно-процессуального законодательства.

Например, многие обращения по вопросу ведения законности административного процесса возвращаются Барановичской межрайонной прокуратурой ввиду неуплаты государственной пошлины за рассмотрение жалоб данной категории.

Необходимость оплаты и размер государственной пошлины за рассмотрение жалоб на вступившие в законную силу постановления о привлечении к административной ответственности закреплены в п.п.1.4 п.1 ст.284 Налогового кодекса Республики Беларусь и в приложении № 17 к нему.

Возвращаются без рассмотрения также жалобы на действия должностных лиц органа, ведущего административный процесс,  когда тот уже окончен вынесением постановления по делу (ст.7.3 ПИКоАП); жалобы на постановления об административном правонарушении, не вступившие в законную силу, т.е. поданные с нарушением порядка обжалования (ст.12.2 ПИКоАП); жалобы на постановления суда Барановичского района и г.Барановичи, вступившие в законную силу, – жалобы данной категории подлежат направлению в прокуратуру Брестской области, уполномоченную на принесение протестов в Брестский областной суд, Барановичская межрайонная прокуратура такими полномочиями не наделена; жалобы, поданные в электронном виде, и, соответственно, не содержащие  подписи заявителя (нормы ПИКоАП не предусматривают подобную форму обращений).

Данная статья подготовлена на основании действующего административно-процессуального законодательства Республики Беларусь. При этом, обращаю внимание, что с 01.03.2021 в законную силу вступает новый КоАП и ПИКоАП Республики Беларусь.

В том случае, если у Вас возникли сложности с определением сроков и порядка обжалования постановлений о привлечении к административной ответственности, Вы всегда можете обратиться за разъяснением административно-процессуального законодательства на прием к прокурорским работникам Барановичской межрайонной прокуратуры, осуществляемый ежедневно без предварительной записи. 

 

 

Старший помощник Барановичского

межрайонного прокурора 

 

младший советник юстиции                                                                        Т.Г.Ваницкая